Социально-психологическое тестирование. Что это?
Распространенность употребления психоактивных веществ (далее-ПАВ) среди несовершеннолетних и молодежи на протяжении многих лет продолжает оставаться одной из ведущих социально значимых проблем нашего общества, определяющих острую необходимость организации активного противодействия.
Одним из наиболее активных участников процесса профилактики зависимости от ПАВ в Российской Федерации является система образования.
Социально-психологическое тестирование (далее-СПТ) обучающихся по единой методике является необходимой мерой социального контроля и предупреждения распространения немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ в подростковой и молодежной среде.
В образовательных учреждения СПТ проводится конфиденциально и не предполагает представления персональной информации о его результатах в какие – либо органы и ведомства.
В целях выполнения данного принципа соблюдается ряд условий:
- Кодирование персональных данных в образовательной организации при проведении СПТ.
2.Каждому обучающемуся, принимающему участие в СПТ, присваивается индивидуальный код участника, который делает невозможным персонификацию данных.
- Список индивидуальных кодов и соответствующих им фамилий составляется в одном экземпляре и хранится в учебном заведении в соответствии с законом «О персональных данных», обеспечивая полную конфиденциальность.
Организация и проведение СПТ проходит в несколько этапов, не исключающих друг друга и последовательно.
1 этап- Информационно-мотивационный.
В рамках этого этапа организаторами проводится информационно- разъяснительная работа со всеми участниками процесса: детьми и молодежью, их родителями (законными представителями), сотрудниками образовательных организаций, в которых обучаются тестируемые. Основной задачей является разъяснение о целесообразности участия в тестировании с целью установления проблемных «рискованных» зон развития, поиск и выработка мероприятий по их стабилизации и развитию в положительную «сильную» сторону для обучающихся.
Результатом данного этапа является сбор добровольных письменных согласий на проведение СПТ: от обучающихся, достигших возраста 15 лет, и от родителей (законных представителей) обучающихся в возрасте от 13 до 15 лет.
2 этап- Основной.
Проведение СПТ по единой методике с использованием цифровых технологий образовательной среды.
3 этап- Отчетный.
На данном этапе осуществляется сбор статистической информации. Результаты СПТ используются в качестве диагностического компонента воспитательной деятельности образовательной организации.
4 этап- Информационно-аналитический.
В рамках данного этапа проводится мониторинг данных о благополучии социальных рисков в образовательной организации. На основании результатов СПТ для обучающихся, особенно с показателями повышенной вероятности вовлечения в зависимое поведение, разрабатываются индивидуальные или групповые профилактические программы.
5 этап- Организационно-профилактический.
По итогам СПТ рекомендуется внести корректировки в план мероприятий организации профилактической и воспитательной работы в образовательных учреждениях. Проводить психолого-педагогическую работу, направленную на укрепление психического здоровья обучающихся образовательных учреждений, на профилактику развития деструктивных форм поведения, обеспечить консультативную деятельность педагога-психолога по полученным результатам СПТ для тестируемых и их родителей.
Согласно единой методики, по результатам СПТ в школах формируются списки обучающихся, которые направляются в учреждения здравоохранения, где в соответствии с требованиями действующего законодательства организуются и проводятся профилактические медицинские осмотры.
Полученные результаты СПТ носят прогностический, вероятностный характер. Методика, не может быть использована ни при каких обстоятельствах для формулировки заключения о наркотической или иной зависимости, не является основанием для постановки любого диагноза (наркомания или алкоголизм), постановки на различные виды учета.
Информация по результатам СПТ доступна ответственному педагогу в школе и родителям (законным представителям).
Данная методика позволяет педагогам и родителям (законным представителям) лучше понять внутренний мир ребенка, оценить имеющиеся факторы риска и факторы защиты, спланировать профилактическую работу и психолога педагогическое сопровождение.