Что делать, если из-за «скачка» напряжения сгорела бытовая техника?
Случаи, когда у граждан из-за перепада напряжения в электросети «сгорает» бытовая техника – не единичные. Практика показывает, что от грамотных действий потребителей зависит, будут ли возмещены им расходы за ремонт бытовой техники, за юридические расходы и т.д.
Поэтому предлагаем примерный алгоритм действий потребителя при возникновении таких ситуаций:
- Сообщить о случившемся в аварийно-диспетчерскую службу.
Сам факт «скачка» напряжения обязательно должен быть зафиксирован в акте о происшедшей перемене напряжения с указанием даты и точного времени. Поэтому важно сразу вызвать аварийную или дежурную бригаду.
При этом сообщается Ф.И.О., точный адрес, а также вид предоставленной коммунальной услуги ненадлежащего качества.
Сообщение о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества можно передать в письменной форме или устно (в т. ч. по телефону) и оно подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе.
В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. Время проведения проверки назначается не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время. По окончании проверки составляется Акт проверки.
- Написать заявления в управляющую компанию и в ресурсоснабжающую организацию с запросом выдачи заключения о причинах перепада напряжения.
Виновным лицом в данной ситуации может быть:
- энергоснабжающая организация (в Свердловской области – это ОАО «Энергосбыт Плюс»): если причиной выхода из строя бытовой техники послужило «плохое качество» подаваемой энергии;
- организация, обслуживающая общее имущество жилого многоквартирного дома: если причиной ущерба являются поломки в электрических сетях, проходящих от границы ответственности с энергоснабжающей организацией до квартиры (жилого дома) пострадавшего, либо включая внутриквартирную сеть, если пострадавший собственником не является;
- третье лицо (например, подрядчик, проводивший работы по капитальному ремонту): если его действия привели к сбою в электрической сети дома (квартиры).
Необходимо письменно обратиться в энергоснабжающую организацию и организацию, обслуживающую общую собственность жильцов многоквартирного дома (в случае, если потерпевший является собственником частного дома, достаточно будет обратиться в энергоснабжающую организацию), которые дадут свои заключения о том, кто виноват в случившемся.
Подобные заявления граждан подлежат обязательной регистрации и рассмотрению. Как правило, указанные организации осуществляют обследование (осмотр) места происшествия с оформлением соответствующего акта. О полученных в результате осмотра выводах обратившееся лицо должно быть уведомлено в срок не позднее 30 календарных дней с момента обращения.
Кроме того, рекомендуем заручиться поддержкой соседей при необходимости присутствия в суде.
- Подтверждение убытков, причиненных имуществу потребителя.
Для этого необходимо заключение сервисного центра о том, что ваша техника вышла из строя по причине «скачка» напряжения. Также необходим будет документ, подтверждающий оплату за ремонт «сгоревшей» бытовой техники. Если изделия не подлежат ремонту, то необходимо обратиться к услугам оценщиков. Они посчитают сумму ущерба исходя из стоимости «утраченной» техники с учетом износа. Стоимость этой услуги необходимо впоследствии включить в исковое заявление.
- Обратиться с письменной претензией к причинителю вреда о возмещении убытков, понесенных вследствие предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества. Срок удовлетворения 10 дней (ст.22 Закона «О защите прав потребителей»).
- В случае отказа – обратиться в суд с исковым заявлением о возмещении убытков, неустойки, расходов, компенсации морального вреда и штрафа за неудовлетворение требований потребителя в досудебном порядке.
Напоминаем гражданам, что при нарушении прав потребителей Вы можете обратиться за правовой помощью к специалистам консультационного пункта, где Вас безвозмездно проконсультируют, а также окажут помощь в составлении претензий, исковых заявлений в суд, представят Ваши интересы в суде для восстановления нарушенных прав потребителей.
Консультационный пункт для потребителей Первоуральского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» находится по адресам:
- г. Первоуральск, ул. Вайнера, д.4, каб. 107, часы работы: в рабочие дни с 08.30 до 16.30, (тел. (3439) 66-85-04);
- г. Ревда, ул. Спортивная, д.49Б, работает по средам с 09.00.до 12, (тел. (34397) 5-61-52);
- г. Нижние Серги, ул. Р.Люксембург, д.79, каб.4, работает каждый второй и четвертый вторник месяца с 10.00 до 14.00, тел. (34398)2-10-62».