Аналитическая записка по результатам оценки эффективности предоставляемых и планируемых к предоставлению налоговых льгот по местным налогам на территории городского округа Дегтярск в 2016 году
Реализация полномочий городского округа Дегтярск, установленных налоговым законодательством в отношении местных налогов, предоставленных в 2016 году
В соответствии с Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов в течение очередного трехлетнего периода приоритетом Правительства Российской Федерации останется недопущение какого-либо увеличения налоговой нагрузки на экономику. Фактический мораторий на увеличение налоговой нагрузки в 2016 году, а также в ближайшие два года должен обеспечить стабильность налоговой системы. Одновременно Правительство Российской Федерации планирует дальнейшее применение мер налогового стимулирования инвестиций, проведения антикризисных налоговых мер, а также дальнейшее повышение эффективности системы налогового администрирования.
Одним из основных направлений налоговой политики Российской Федерации в текущем году и в среднесрочной перспективе является оптимизация существующей системы налоговых льгот и освобождений. В рамках данного направления осуществляется поэтапная отмена льгот по региональным и местным налогам, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В то же время, единовременная отмена налоговых льгот, имеющих важное социальное и государственное значение, может привести к социальной напряженности в обществе либо к увеличению расходных обязательств бюджетов. В связи с этим отмене должны подлежать налоговые льготы, не оказывающие влияния на достижение одной из целей налоговой политики – стимулирование экономического роста, и не имеющие социального эффекта.
Поэтому при реализации налоговой политики любого уровня власти так важен процесс определения экономической целесообразности предоставления налоговых льгот. Проведение оценки способствует оптимизации перечня действующих налоговых льгот, минимизации риска предоставления неэффективных налоговых льгот и обеспечению оптимального выбора объектов для предоставления поддержки в форме налоговых льгот.
На уровне муниципального образования экономическое регулирование осуществляется установлением налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков. При этом обязательным условием выступает получение городом как бюджетного, так и социального эффекта.
Согласно статье 61.2. Бюджетного кодекса в бюджет городского округа зачисляются налоговые доходы от местных налогов, устанавливаемых представительными органами городского округа в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:
- земельный налог – по нормативу 100 процентов;
- налог на имущество физических лиц – по нормативу 100 процентов.
В отношении местных налогов, в пределах полномочий, установленных налоговым законодательством, на территории городского округа Дегтярск приняты муниципальные правовые акты по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц.
В целях оптимизации перечня действующих налоговых льгот, ежегодно проводиться оценка эффективности предоставляемых и планируемых к предоставлению налоговых льгот по местным налогам.
Оценка эффективности налоговых льгот производится по трем направлениям: бюджетная эффективность, социальная эффективность экономическая эффективность.
Оценка эффективности налоговых льгот проводится в целях оптимизации перечня налоговых преференций и обеспечения оптимального выбора объектов для предоставления поддержки в виде налоговых льгот.
Для оценки эффективности налоговых льгот используются следующие критерии:
бюджетная эффективность, под которой понимается сохранение или превышение темпа роста налоговой базы, суммы исчисленного налога, подлежащего уплате в бюджет, над темпами роста объема налоговых льгот;
социальная эффективность, под которой понимаются льготы, предоставляемые отдельным категориям физических лиц, рассматриваются как форма государственной социальной поддержки, имеют исключительно социальный эффект;
экономическая эффективность, под которой понимается темп роста объема предоставленных налоговых льгот.
Общая сумма таких льгот составила в 2016 году 9 005 тыс. руб., в том числе по земельному налогу – 8 843 тыс.руб., по налогу на имущество - 162 тыс.руб.
Льготы, по сути, нацелены на минимизацию расходов граждан городского округа Дегтярск, деятельность которых не направлена на получение доходов.
Соотношение недополученных доходов по местным налогам в результате действия льгот, установленных Решениями Думы городского округа Дегтярск, к общему объему поступивших налоговых и неналоговых доходов за 2016 год составляет 6,6 процента (8 918 : 134 801).
Оценка бюджетной, социальной и экономической эффективности предоставляемых и планируемых к предоставлению налоговых льгот
Мероприятия по оценке эффективности льгот по налогам, являющимся доходными источниками бюджета городского округа Дегтярск, закреплены постановлением Администрации городского округа Дегтярск от 12.10.2016 № 941-ПА «Порядок проведения оценки эффективности предоставляемых и планируемых к предоставлению налоговых льгот по местным налогам на территории городского округа Дегтярск».
Информационной базой Оценки являются:
- Решение Думы городского округа Дегтярск от 31.07.2008г. № 89 «Об установлении на территории городского округа Дегтярск земельного налога»;
- Решение Думы городского округа Дегтярск от 20.11.2008г. № 133 «Об установлении на территории городского округа Дегтярск налога на имущество физических лиц»;
- Отчет МИ ФНС России № 13 по Свердловской области по форме № 5-МН «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по местным налогам за 2015 год», утвержденной приказом ФНС России от 17.12.2014 №ММВ-7-1/658@;
- Отчет МИ ФНС России № 13 по Свердловской области по форме № 5-МН «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по местным налогам за 2016 год», утвержденной приказом ФНС России от 17.12.2014 №ММВ-7-1/658@.
Бюджетная эффективность
Сумма предоставленных льгот по земельному налогу и налогу на имущество, предоставленных в соответствии с Решениями Думы городского округа Дегтярск, в 2016 году составила 8 918 тыс. руб.
Эффект от предоставления налоговых льгот в данном случае обусловлен освобождением от уплаты земельного налога органов местного самоуправления, учреждений и организаций, оказывающих социальные услуги, образования, культуры и спорта, муниципальных учреждений, финансируемых за счет средств местного бюджета, не наделенных правом заниматься предпринимательской деятельностью. Бюджетная эффективность предоставленных льгот по земельному налогу проявляется в экономии бюджетных расходов на уплату налогов, минимизации встречных потоков финансирования и экономии трансфертных издержек. Указанные выше налогоплательщики обеспечивают выполнение функциональных задач в интересах населения города.
Бюджетная эффективность налоговых льгот признается эффективной.
Социальная эффективность
В данном случае проведена оценка социальной эффективности, поскольку указанные налогоплательщики относятся к категориям, нуждающимся в социальной поддержке. Сумма социального эффекта равна сумме предоставленных налоговых льгот, так как снижает расходы социально незащищенных слоев населения на оплату обязательных платежей.
Социальная эффективность предоставленных данным категориям налогоплательщиков льгот по налогу на имущество физических лиц положительная, направлена на повышение уровня жизни населения (поддержка малообеспеченных и социально незащищенных категорий граждан, повышение покупательской способности населения, снижение доли расходов на уплату обязательных платежей), следовательно, налоговые льготы эффективны.
Экономическая эффективность
Оценка экономической эффективности налоговых льгот показывает темп роста предоставленных налоговых льгот. Темп роста предоставленных налоговых льгот в 2016 году больше 1,0 по отношению к предыдущему году, таким образом, экономическая эффективность признается эффективной.
Предложения по сохранению, корректировке или отмене налоговых льгот.
Налоговые льготы имеют положительную общественную эффективность, т.к. льготы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц соответствуют сформулированным стратегическим целям деятельности и приоритетам политики, стратегическим целям социально-экономического развития городского округа Дегтярск и определены по принципам адресности и широты охвата.
По итогам оценки, проведенной в соответствии с Постановлением администрации городского округа Дегтярск от 12.10.2016 г. № 941-ПА, предоставленные налоговые льготы признаны эффективными и не требуют корректировки.
По результатам проведённой оценки эффективности и обоснованности налоговых льгот по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц принятые льготы признать эффективными.
Чтобы не допустить в дальнейшем ухудшения уровня жизни у социально-незащищенных слоев населения, целесообразно сохранить имеющиеся льготы.
Приложение: Сводная оценка эффективности налоговых льгот в 1 экз. на 4 листах.
Начальник отдела по социально-экономическому планированию С.И. Соколова
СВОДНАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Отчетный период |
Предыдущий отчетный период |
Коэффициент эффектив ности |
Оценка эффективности налоговых льгот (эффективный/неэффективный) |
1. |
Бюджетная эффективность |
|
|
|
|
эффективный |
1.1. |
Налоговая база |
тыс. руб. |
6 735 479 |
4 296 780 |
1,57 |
|
1.2. |
Сумма исчисленного налога, подлежащего уплате в бюджет |
тыс. руб. |
33 321 |
28 580 |
1,17 |
|
1.3. |
Сумма предоставленных налоговых льгот |
тыс. руб. |
8 918 |
6 680 |
1,34 |
|
2. |
Социальная эффективность |
|
|
|
|
эффективный |
2.1. |
Сумма предоставленных налоговых льгот |
тыс. руб. |
8 918 |
6 680 |
1,34 |
|
3. |
Экономическая эффективность |
|
|
|
|
эффективный |
3.1. |
Сумма предоставленных налоговых льгот |
тыс. руб. |
8 918 |
6 680 |
1,34 |
|
СВОДНАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ (земля, юр.л.)
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Отчетный период |
Предыдущий отчетный период |
Коэффициент эффектив ности |
Оценка эффективности налоговых льгот (эффективный/неэффективный) |
1. |
Бюджетная эффективность |
|
|
|
|
эффективный |
1.1. |
Налоговая база |
тыс. руб. |
1 528 637 |
977 563 |
1,56 |
|
1.2. |
Сумма исчисленного налога, подлежащего уплате в бюджет |
тыс. руб. |
11 378 |
10 496 |
1,08 |
|
1.3. |
Сумма предоставленных налоговых льгот |
тыс. руб. |
4 096 |
3 951 |
1,04 |
|
2. |
Социальная эффективность |
|
|
|
|
эффективный |
2.1. |
Сумма предоставленных налоговых льгот |
тыс. руб. |
4 096 |
3 951 |
1,04 |
|
3. |
Экономическая эффективность |
|
|
|
|
эффективный |
3.1. |
Сумма предоставленных налоговых льгот |
тыс. руб. |
4 096 |
3 951 |
1,04 |
|
СВОДНАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ (земля, физ.л.)
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Отчетный период |
Предыдущий отчетный период |
Коэффициент эффектив ности |
Оценка эффективности налоговых льгот (эффективный/неэффективный) |
1. |
Бюджетная эффективность |
|
|
|
|
эффективный |
1.1. |
Налоговая база |
тыс. руб. |
3 509 755 |
1 780 171 |
1,97 |
|
1.2. |
Сумма исчисленного налога, подлежащего уплате в бюджет |
тыс. руб. |
17 799 |
8 107 |
2,20 |
|
1.3. |
Сумма предоставленных налоговых льгот |
тыс. руб. |
4 747 |
2 680 |
1,77 |
|
2. |
Социальная эффективность |
|
|
|
|
эффективный |
2.1. |
Сумма предоставленных налоговых льгот |
тыс. руб. |
4 747 |
2 680 |
1,77 |
|
3. |
Экономическая эффективность |
|
|
|
|
эффективный |
3.1. |
Сумма предоставленных налоговых льгот |
тыс. руб. |
4 747 |
2 680 |
1,77 |
|
СВОДНАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ (имущ. физ.л.)
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Отчетный период |
Предыдущий отчетный период |
Коэффициент эффектив ности |
Оценка эффективности налоговых льгот (эффективный/неэффективный) |
1. |
Бюджетная эффективность |
|
|
|
|
неэффективный |
1.1. |
Налоговая база |
тыс. руб. |
1 697 087 |
1 539 046 |
1,10 |
|
1.2. |
Сумма исчисленного налога, подлежащего уплате в бюджет |
тыс. руб. |
4 144 |
5 624 |
0,74 |
|
1.3. |
Сумма предоставленных налоговых льгот |
тыс. руб. |
75 |
49 |
1,53 |
|
2. |
Социальная эффективность |
|
|
|
|
эффективный |
2.1. |
Сумма предоставленных налоговых льгот |
тыс. руб. |
75 |
49 |
1,53 |
|
3. |
Экономическая эффективность |
|
|
|
|
эффективный |
3.1. |
Сумма предоставленных налоговых льгот |
тыс. руб. |
75 |
49 |
1,53 |
|