Обзор изменений закона о занятости

В Закон о занятости внесены изменения, в соответствии с которыми к предпенсионному возрасту относятся граждане в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно.

Также в Закон о занятости включена новая статья «34.2. Дополнительные гарантии социальной поддержки граждан предпенсионного возраста».

Указанной статьей устанавливается порядок, размер и основания выплаты пособия по безработице гражданам предпенсионного возраста, признанным в установленном порядке безработными.

В частности период выплаты пособия по безработице таким гражданам, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы (за исключением граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия), не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 месяцев.

Также гражданам, отнесенным к указанной категории и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо имеющим указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», период выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности. При этом в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности и засчитываются иные периоды, установленные статьями 11 и 12 указанного Федерального закона. Правила продления сроков выплаты пособия по безработице устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Период выплаты пособия по безработице указанным гражданам не может превышать 24 месяца в суммарном исчислении в течение 36 месяцев.

При этом размер пособия по безработице указанным гражданам не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, установленной для таких граждан, увеличенных на размер районного коэффициента.

Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице для таких граждан ежегодно определяются Правительством Российской Федерации.

Гражданам предпенсионного возраста, состоявшим в период, предшествующий началу безработицы, в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, пособие по безработице начисляется в размере минимальной величины пособия по безработице.

Кроме того, установлено, что стипендия, выплачиваемая гражданам предпенсионного возраста в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости в соответствии со статьей 29 Закона о занятости, начисляется в размере не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, определенных для таких категорий граждан.

Кроме указанных изменений в Закон о занятости внесены изменения юридико-технического характера и изменения, касающиеся порядка определения размера и периода выплаты пособия по безработице.

Так, по тексту Закона о занятости предусматривается после слов «месту работы» дополнение словом «(службы)».

Также снижается срок учета в органах службы занятости с 18 до 12 месяцев для граждан, которым оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, считается подходящей.

Конкретизируется, что к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере занятости населения будет отнесено полномочие по утверждению обязательных правил, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам, а также по установлению показателей для оценки эффективности деятельности органов службы занятости по содействию занятости инвалидов.

№ Закона о занятости исключаются требования к гражданам о том, что граждане, в целях назначения стипендии в период профессионального обучения, и уволенные в течение 12 месяцев, предшествовавших началу обучения, должны иметь оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей).

С 01.01.2019 граждане, в том числе уволенные с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока, и претендующие на получение указанной стипендии, должны состоять в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель.

Аналогичные требования устанавливаются и к порядку начисления пособия по безработице.

Также с 01.01.2019 предусматривается, что Закон о занятости будет содержать исключения по начислению и выплате пособия по безработице, что в настоящее время в данном законе отсутствует.

В частности, пособие по безработице не назначается и не выплачивается гражданину, которому выплата пособия по безработице прекращена с одновременным снятием с учета в качестве безработного в связи с длительной (более месяца) неявкой в органы службы занятости без уважительных причин, или попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем, или отказом от посредничества органов службы занятости (по личному письменному заявлению) и который не трудоустроен после снятия с учета в органах службы занятости, в случае повторного признания его безработным в течение 12 месяцев со дня предыдущей регистрации в этом качестве до истечения указанного периода.

Кроме того, пересматриваются периоды выплаты пособия по безработице для граждан, имеющих право на получение пособия по безработице в максимальном размере с 12 месяцев до 6 месяцев в суммарном исчислении в течение 12 месяцев, для граждан, имеющих право на получение пособия по безработице в минимальном размере, с 6 месяцев до 3 месяцев в суммарном исчислении в течение 12 месяцев.

Следовательно, пересматриваются положения статьи 33 Закона о занятости, регулирующей вопросы размера пособия по безработице и сроков его выплаты в процентном соотношении.

Принимая во внимание увеличение пенсионного возраста, внесены изменения юридико-технического характера, в части определения возраста, дающего право на страховую пенсию по старости.

Кроме того, Федеральным законом № 350-ФЗ предусмотрено, что назначение пособия по безработице гражданам предпенсионного возраста и иным гражданам производится отдельно друг от друга.

Необходимо отметить, что в Закон о занятости введена новелла, согласно которой на учет возможно ставить граждан, не представивших справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), что в настоящее время недопустимо.

Также устанавливается, что выплата пособия по безработице приостанавливается на срок до одного месяца, а также размер пособия по безработице сокращается на 25 процентов на срок до одного месяца. В настоящее время это право, а не обязанность.

Top